закрыть меню

Санкт-Петербург тел.: +7 812 448 12 20

Москва тел.: +7 499 348 11 20

Россия тел.: 8 800 551 22 40

e-mail: terminal@terminaldesign.ru

Адрес: 197110, Санкт-Петербург, Левашовский проспект, 11/7 строение 4, офис 834

Датский дизайн и Датский дизайн центр (DDC)

14.10.2011

В центре столицы Дании на бульваре самого известного писателя в мире, Ганса Христиана Андерсена, находится современное здание из стекла и металла. Это Датский Дизайн Центр. Данная организация располагается по этому адресу с января двухтысячного года. Основным действующим лицом в развитии дизайна в Дании является именно Датский Дизайнерский Центр (DDC), независимое учреждение, частично финансируемое государством, а частично — собственной коммерческой деятельностью. Главная задача DDC — построить систему оповещения о дизайне различных предприятий, с акцентом на малые и средние, и создать бренд датского дизайна в национальном и международном контексте.

Датский Дизайн Центр

Нельзя не согласиться с утверждением руководства данной организации, что дизайну в Дании уделяется сегодня больше внимания, чем когда-либо прежде. Если пребывать некоторое время в Копенгагене и наблюдать за повседневной жизнью и бытом людей, а затем сесть в комфортабельный поезд и через час оказаться на другом конце страны, то можно в этом действительно убедиться. Современный дизайн, без всякого преувеличения, считается отличительной национальной чертой датчан и частью их повседневной жизни.

Для нынешнего состояния дел существовали определенные исторические, экономические и культурные предпосылки. Так, например, в 40-е и 50-е гг. благодаря открывшимся после второй мировой войны техническим и экономическим возможностям, работе мастеров и общей атмосфере, способствовавшей поиску новых творческих решений, датский дизайн снискал всемирную известность. Счастливое сочетание внутренних и внешних обстоятельств привело к Золотому Веку, когда дизайн датской мебели достиг международного успеха. Арне Якобсен, Ханс Й. Вегнер, Вернер Пантон, Поль Хеннингсен и многие другие стали широко известными знаковыми фигурами мирового дизайна. Ни один из перечисленных дизайнеров не работал в одиночку. Работа велась в кооперации с производителями. Выпущенная в 1940-е и 1950-е гг. в соответствии с концепцией датского дизайна продукция чаще всего имела бытовое назначение: мебель, светильники, текстиль, домашняя утварь, что делало ее общедоступной. Такая ситуация сложилась благодаря двум аспектам. Во-первых, для развития датского дизайна важным было тесное сотрудничество высокопрофессиональных мебельщиков и лучших архитекторов того времени. Плоды их работы ежегодно демонстрировались на осенних выставках мебельщиков (1927-1965 гг.). Во-вторых, важно то, что индустриализация Дании произошла сравнительно поздно и промышленное производство строилось на живых художественных традициях и концепциях ремесла высокого качества.

Выставка мебели в Датском Дизайн Центре (DDC)

Прежние заслуги подтолкнули скандинавские компании вступить в более интенсивное сотрудничество с дизайнерами сегодня. Дизайн играет значительную роль в датской индустрии и в повседневной жизни Дании.

Все большее количество предприятий осознает то, что взаимодействие с дизайнерами дает значительное преимущество над конкурентами. Большинство датских компаний на собственном опыте убедились, что дизайн является существенным звеном в развитии продукции и графической передаче информации, и рассматривают дизайн как решающий фактор в общем продвижении брендов своих компаний.

Так, например, модный рынок является пятым по величине экспортным рынком Дании. Современный успех модного бизнеса привлекает политическое внимание и способствует стремлению продвигать датскую моду на международной арене.  Новое поколение модельеров сумело за короткий промежуток времени возбудить огромный интерес к своим перспективным и новаторским идеям, и подобно мебельному дизайну в 1950-1960 гг, перед датской модой в настоящее время открывается международный успех и широкое международное признание. Датский модный бизнес обладает уникальным сочетанием творческих и деловых навыков. Многие поняли, что мода имеет отношение больше чем просто к одежде — здесь играют роль также стратегия бизнеса, развитие продукции, показы коллекций, городские рекламные кампании и визуальная передача информации. Уникальная комбинация творческого подхода и деловой стратегии, характерны для датской модной индустрии.

Если продолжать рассматривать международный ракурс понятия «Датский дизайн», то можно обнаружить связь и с направлением функционализма, берущим начало в десятых годах 20-го века, получившим развитие в германской Высшей строительной и архитектурной школе «Баухауз» и распространившемся во всем мире. Датский дизайн принес то, чего не было в этом стиле: более органичную идею формы, особое внимание к назначению вещи и к гармонии между пользователем и окружающими его предметами. Впечатления должны не только быть визуальными, но и обращаться к нашему рассудку и чувствам. Характерно, что в Дании дизайн рассматривается как процесс решения проблемы. Решение дизайнерской проблемы должно быть простым и естественным, и при этом не нарушать сложности задачи. Главное - добиться гармонии между человеком и окружающими его вещами. При этом должны быть учтены и требования, предъявляемые к издержкам и окружающей среде.

Выставка в DDC

Например, если говорить про особенности промышленного дизайна Дании, то можно отметить, что для дизайна датской продукции характерна экологическая устойчивость и удобство в эксплуатации. В числе специфических областей приложения промышленного дизайна находятся медицинские технологии. Основными областями применения датского дизайна являются продукция категории Hi-Fi (Bang&Olufsen), ветроэнергетика и строительные элементы — все они твердо держатся на экспортном рынке.

Характерной чертой в сфере графического дизайна в Дании является наличие с одной стороны крупных дизайнерских фирм, чьим основным занятием является разработка дизайнерской стратегии, корпоративный имидж и создание брендов (Кontrapunkt, e-types, Scandinavian branding), а с другой стороны мелких студий, зачастую состоящих из одного-двух дизайнеров (BennyBox). Многие небольшие графические бюро зачастую специализируются на веб-дизайне, видеоиграх и анимационной графике, в то время как крупные студии сочетают организационные дизайнерские вопросы с дизайнерской стратегией и средствами передачи информации.

Интересен тот факт, что о создании корпоративного дизайна и собственного постоянного дизайнерского штата для одной из крупнейших датских компаний стали задумываться в 70-е годы прошлого века. На протяжении многих лет концепция собственного постоянного дизайнерского штата на промышленных предприятиях была почти неизвестна в Дании, как и в большинстве европейских стран. Одним из пионеров оказалась Датская государственная железная дорога, или ДСБ. Ее дальновидный руководитель по дизайну, архитектор Йенс Нильсен, учредил в этой организации в начале 1970-х особый дизайнерский отдел, в то время как обычно ДСБ привлекала к работе над своими проектами независимых дизайнеров. То отношение к дизайну, которое разработала ДСБ, было началом организации дизайна в Дании, не только в государственном секторе, но и во всей промышленности в целом.

В общем и целом, Датский дизайн, прежде всего, характеризуется заботой о конечном потребителе и созданием особой связи между пользователем и средствами производства — материальными или нематериальными. Другими ключевыми характеристиками являются гуманизм, эстетичность, равноправие и восприимчивое отношение к новым технологиям. Влияние функционализма по-прежнему ощущается. Молодых дизайнеров отличает высокая степень интернационализации, внесшей свой вклад в развитие и разнообразия в особую среду датского дизайна. Кроме того, границы между дизайном, архитектурой и прикладными искусствами постепенно размываются, что оказывает влияние на существующее состояние датского дизайна, и будет оказывать еще большее влияние в будущем.

В Дании, как и в остальном индустриализованном мире, концепция дизайна за последние годы расширилась. Все чаще дизайн используется в качестве метода донесения до потребителя сложных идей, организации процессов и оптимизации межличностных связей. Ввиду этого Датский Дизайнерский Центр, действующий в смежной области между дизайном и бизнесом, в недавнее время разработал следующее определение дизайна, стремящееся охарактеризовать дизайн во всем его разнообразии и долженствующее задать четкий курс для всех видов деятельности этой организации: «Дизайн — это результат обдуманной и творческой работы над идеей, проблемой или желанием что-либо изменить. Его результат, будь он материальным или нематериальным, должен характеризоваться эстетичностью и создавать добавленную стоимость».

Итак, мы видим, что датский дизайн — это итог и выражение совокупности далеко идущих целей и ценностей. Основной задачей Датского Дизайн Центра, о котором мы говорили выше, является пропаганда современного датского дизайна в среде скандинавских промышленников и производителей в различных сферах. Фактически дизайн центр существует для осуществления диалога между дизайном и важнейшей целевой группой дизайн центра – бизнесом.

Государство оказывает активную поддержку центру. Частично выражается она в использовании различных правительственных и бизнес механизмов, способствующих популяризации дизайна. Мода на собственный «Датский дизайн» очевидна и она не исчезает, как в самом королевстве среди взрослого населения, так и среди молодежи.

В конце 1990-х гг датское правительство одним из первых в мире определило текущую дизайнерскую политику — факт, привлекший внимание международной общественности. Эта инициатива была продолжена в 2007 году программой «DesignDanmark» — преемником предшествующей дизайнерской политики, — разработанной Министерством экономических и деловых связей.Новая дизайнерская политика является частью общей торговой и промышленной политики и основывается главным образом на ряде рекомендаций, разработанных специальным комитетом по дизайну, который был составлен из ведущих представителей датского делового мира и сферы дизайна, назначенных министром экономических и деловых связей и министром культуры. Эти рекомендации включают в себя, среди прочих вещей, более усиленное применение дизайна в промышленности, повышение профессионального уровня дизайнеров, обеспечение того, чтобы дизайнерское обучение становилось ориентированным на бизнес и международные связи, обеспечение авторских прав дизайнеров посредством правовой защиты, а также создания бренда Дании как нации дизайна.

Помимо этой инициативы, Министерством культуры финансируется особый Фонд Дизайна, на базе которого Датский Дизайнерский Центр, Датский Архитектурный Центр и Датский Центр Прикладных Искусств разработали общую стратегию маркетинга и развития датского дизайна, архитектуры и прикладных искусств во всем мире.

Иван Куликов

Возврат к списку