Современный дизайн общественных пространств

21.12.2012

Датский «общественный» дизайн в данной статье рассматривается, как результат определенной организации предметно-архитектурной, пространственной среды и характерных визуальных коммуникаций. Можно определить «общественный» дизайн, как общее понятие, которое объединяет различные направления дизайн-деятельности, ориентированные на разработки для городских общественных пространств и объектов. Яркими примерами реализованных программ «общественного» дизайна может быть визуальная идентификация пассажирского автобусного сообщения в Копенгагене и комплексное навигационное проектирование для Национальной Королевской библиотеки Дании. Особенностью подобных комплексных проектов является то, что проектируемая визуальная коммуникация тесно связана с архитектурным решением того или иного объекта и во многом зависит от него.

Общественный дизайн. Строительный забор в Копенгагене

В этом можно убедиться, рассматривая визуальные коммуникации и станционное пространство Государственных железных дорог Дании, где понятие современной и функциональной архитектуры, применяемое к станциям, относится к зданиям и службам, предназначенным для других целей (например, здания для подготовки и ремонта поездов) и территории. Станционная архитектура Копенгагена и его пригородов имеет особые характеристики. Для железнодорожной компании они определяют необходимость оборудовать «транспортный механизм», отвечающий специфическим требованиям обеспечения легкого и безопасного доступа к поездам. Для пассажиров станционная архитектура должна быть представлена в рамках функционального и визуального единства, в котором потребитель будет чувствовать себя безопасно, комфортно и получит положительное впечатление от поездки по железной дороге. Также «общественный» дизайн государственной железнодорожной компании должен отражать её видение и ценностные приоритеты и поддерживать индивидуальные особенности своего бренда. Примером всего выше сказанного могут служить многочисленные современные станционные решения компании DSB (Государственные железные дороги Дании). Одним из них является  станция и 3-й терминал в аэропорту Каструп (Kastrup), где современный архитектурный подход, четкое дизайнерское изложение, использование высококачественных материалов и продуманность в деталях на подземной станции и в здании терминала характеризуются функциональностью, ясностью, простотой, вместительностью и тщательно разработанными решениями. Здесь можно проследить отличительные особенности скандинавского стиля, которые заключаются в продуманности мелочей (например, характерные светильники, металлические поручни, на которые можно опереться или присесть, очень деликатная и удобочитаемая системная навигация), использовании натуральных отделочных материалов (таких, как камень, дерево, бетон и стекло), рациональном функционализме и простоте. 

Металлические поручни-лавки ж/д станции аэропорта Каструп

Платформа удобна для пользования людьми с ограниченными возможностями. Другим примером передового решения по организации среды может быть пересадочная станция Флинтхольм — недавний пример станционной архитектуры DSB. Станция «Городское Кольцо», расположенная под стеклянной крышей, находится на одном уровне с прилегающей территорией, в то время как станции метро и линии Фредерикссунд (Frederikssund) расположены на мостах поверх Городского Кольца. Под крышей есть два здания, где разместился большой магазин «Корт и Годт» (Kort & Godt) и другие потребительские строения. Пространство станции характеризуется простотой, гармоничностью и легкостью, подчеркнутой выбором материалов (в основном сталь и стекло) и прозрачной конструкцией крыши.

Можно сказать, что характерное единство архитектуры c навигацией, станционной мебелью, равно как дизайн помещений в духе времени и места, определяет представление DSB о своих архитектурных задачах. Они заключаются в том, чтобы создавать простоту и единство внутри многообразия дорожного пространства, а также привлекательную станционную архитектуру, делая станции удобными в использовании, надежно функционирующими и безопасными для потребителей.

Визуальные коммуникации компании DSB

Делая вывод, можно сказать, что Государственным железным дорогам Дании действительно удается соответствовать целям и видению своего развития. Как на пристанционных площадях и платформах, так и на путях доступа и в самих зданиях компании станционная архитектура полностью соответствует своему назначению, она содержит в себе узнаваемые элементы, касающиеся пространства, формы и функциональности, включающие базовые визуальные характеристики освещенности, простоты и ясности. Практически везде эти элементы обеспечивают ощущение безопасности и позитивные впечатления, одновременно сообщая всем станциям непосредственную индивидуальность.

Примером успешной политики «общественного» дизайна является метрополитен города Копенгаген. Появившийся в столице Дании в 2002 году он сразу зарекомендовал себя, как современный городской вид транспорта с четкой и легко распознаваемой визуальной политикой и системой дизайна. На сегодняшний день метро Дании является одним из лучших в мире. Так, на международной конференции по метрополитену (Metro Rail Conference) в 2008 году, эксперты из Нью-Йорка, Токио, Лондона и других городов признали Копенгагенское метро лучшим в мире. Кроме того, ему было присуждено первое место в номинации Лучшее метро Европы. В качестве главных причин для такого решения были названы стабильность в работе метро, положительные оценки со стороны пассажиров и высокий уровень безопасности.

Метрополитен Копенгагена. Подвижной состав

Не последнее место в успехах метро Копенгагена сыграла визуальная идентификация, характерная типовая архитектура станций и промышленный дизайн подвижного состава, разработанный специально для метро Копенгагена итальянской транспортной корпорацией Ansaldo STS Group совместно с дизайнерской компанией Guigiaro Design. Разработка и эксплуатация были настолько успешны, что подобный подвижной состав планируется использовать на будущих новых линиях в Милане, Риме и греческих Салониках. Состав состоит из трёх сочлененных вагонов с проходом из вагона в вагон. Поезд может развивать скорость до 80 км\ч. В головной части состава нет кабины машиниста, так как поезд управляется автоматизировано. Однако там предусмотрена возможность ручного управления из вагона. Эта возможность используется при помещении составов на запасные пути, маневрировании в депо и при возникновении нештатных ситуаций. В составе имеется 100 мест для сидения, которые в центральной части идут вдоль бортов вагона, а в передней и задней части повёрнуты в сторону окон, из которых открывается отличный вид в освещенный тоннель. Также предусмотрены зоны для размещения инвалидных и детских колясок и велосипедов, что является отличительной особенностью датского метрополитена. При закрытии дверей пассажир оповещается с помощью звукового сигнала и мигающей лампочки. В составе установлены два информационных табло, на которых выводится информация о времени, следующей станции, список возможных пересадок на автобусное и железнодорожное сообщение. Станции и составы находятся под постоянным видеонаблюдением. Тоннели освещены и оборудованы дорожками для эвакуации людей. Через каждые 20 метров расположены указатели, показывающие направление к ближайшему аварийному выходу или станции и расстояние до него.

Знак метрополитена Копенгагена

Во всем комплексе «общественного» дизайна метро Копенгагена необходимо отметить специально разработанный визуальный стиль и графический дизайн навигации. Знак, шрифт и систему цветов определяло известное датское агентство Designlab, которое возглавлял известный датский эксперт визуальных коммуникаций Пер Моллеруп  (Per Mollerup, р. 1942). Всю навигацию датского метрополитена отличает графическая простота, ясность и соподчиненность архитектуре станций. Шрифт на указателях станций удобно считывается, а система организации станций на ветках метрополитена прозрачна и ясна. В центре Копенгагена на некоторых станциях указателем метро является установленная на поверхности металлическая информационная колонна. Высота колонны 5 метров, что обеспечивает её видимость издалека. Практически всю часть колонны занимает электронный дисплей, где содержится информация о предыдущих и следующих станциях линии. Дизайн колонны разработан студией Knud Holscher Industriel Design, который органично вписывается в городской ландшафт датской столицы.

Характерной особенностью датского метрополитена является организованность пассажирских потоков. Входящие и выходящие пассажиры грамотно разведены и не пересекаются. Этому способствуют архитектура станций, а также легко считываемые визуальные коммуникации и грамотное их размещение. Типовая планировка предполагает одну пару эскалаторов, которая опускает пассажиров на промежуточный этаж, а другая пара опускает далее на платформу. 

Метрополитен Копенгагена

Также имеется лифт вместительностью 10 человек, который доставляет пассажиров с уровня земли на платформу и обратно. На подземных станциях доступ в тоннель с платформы невозможен, так как она имеет стенки из прозрачного материала, в которые вмонтированы раздвижные двери. Открытие и закрытие дверей поезда и платформы синхронизировано. В отделке станции можно проследить использование натуральных отделочных материалов. Камень, бетон и стекло, выглядят действительно рационально, деловито и естественно вписываются в концепцию износостойкого, функционального, безопасного общественного пространства. Интересен и ещё один типовой элемент, использующийся на поверхности над каждой подземной станцией. А именно стеклянные пирамиды, которые обеспечивают дневное освещение расположенной на 18-метровой глубине платформы в светлое время суток. Если датчики света определяют недостаточную яркость света на глубоких участках, освещение дополняется искусственным электрическим освещением. Внутри пирамиды устроены аллюминиевые отражатели, которые так же усиливают свет. Таким образом, в 2005 году станция Форум, где стеклянные пирамиды выполняют функцию световых фонарей, была номинирована на приз Европейского Союза современной архитектуры (European Union Prize for Contemporary Architecture).

В результате рассмотрения политики и достижений «общественного» дизайна Государственных железных дорог и метро Копенгагена можно сделать вывод об их вкладе в высокую степень организации городской среды. Как и прежде этому вопросу уделяется огромное внимание в профессиональной дизайнерской сфере и административно-хозяйственных учреждениях Дании. Вкладывая силы и средства в обеспечение удобства и комфорта мест общественного пребывания, крупные транспортные компании улучшают свой имидж и способствуют повышению лояльности своих клиентов и качества предоставляемых услуг. В этой связи, архитектура, визуальные коммуникации и средовые, ландшафтные решения будут продолжать влиять друг на друга. Поэтому развитие понятия «общественный» дизайн, включающее в себя различные проектные дисциплины, весьма актуально на сегодняшний день в Дании.

Иван Куликов,
СПГХПА им. А.Л. Штиглица, ст. преподаватель кафедры «Коммуникативный дизайн»

Список литературы:

  1. Бернсен Йенс Дизайн и прикладное искусство // Дания сегодня. DDC. Cph, 2003.
  2. Гридчин Ю. Метрополитен Копенгагена (Дания) // http://www.newsmetro.ru/denmark/cph.html
  3. Dickson T. Dansk design. Gyldendahl. Cph., 2008.

Опубликовано: Современный дизайн общественных пространств Копенгагена // Модулор. СПб., 2011

 

Возврат к списку