закрыть меню

Санкт-Петербург тел.: +7 812 448 12 20

Москва тел.: +7 (499) 348 11 20

Россия тел.: 8 800 551 22 40

e-mail: terminal@terminaldesign.ru

Адрес: ул. Пионерская, д. 34, офис 406 (БЦ «Тусар»), 197110, Санкт-Петербург

Смените вывеску

11.02.2013 Журнал «Город 812»

Какой бренд нужен Петербургу?

Начну с того, что под территориальным брендингом принято понимать формирование индивидуального образа города для повышения его социальной и/или коммерческой значимости.

Дизайн в этом процессе — только видимая верхушка айсберга. Однако у нас обсуждение темы территориального брендинга, сводится к поискам нового значка, который должен привлекать туристов.

А разве «I amsterdam» в Нидерландах или «Only Lyon» во Франции — это плохие находки?

Конечно, хорошие. Но мы говорим о позиционировании Петербурга, которое напрямую зависит от его истории, культурного наследия и современных реалий. Сформировать новый образ такого города очень непросто. Вряд ли один или несколько новомодных значков смогут серьезно повлиять на изменение имиджа города. Тут главное не навредить тому, что уже сделано и без брендинга. Образ города давно сформирован десятками великих жителей Петербурга, поэтами, музыкантами, художниками, писателями. Его можно лишь корректировать. А новые, субъективные, или слишком формальные образы отвергают культуру и образы старые, поэтические, на которых, строится город в сознании каждого его жителя.

С темой брендинга тесно смыкаются сюжеты о городской коммуникации и дизайне общественных пространств?

Визуально всё новое, что появляется в городе, выглядит совсем несовременно, неадекватно. Например, архитектура новых станций метро устарела, не успели они появиться. Интерьер станции метро "Адмиралтейская" — рудимент оформительского искусства. Мозаичное панно в сочетании с бронзовыми профилями мореплавателей, черными колоннами и искусственным камнем наводят на мысль о стилизации под архитектуру станций советского прошлого. Совершенно непонятно, из каких соображений в вестибюле станции в отделке совместно присутствуют мраморные плиты и белый пластик, которыми обшиты своды. Плюс золотые нити-канаты, которые поблескивают на фоне этих пластиковых панелей. Все это отдает безвкусицей и отсутствием чувства материала.

Отдельно нужно сказать про новую систему навигации в метро, цветные пластиковые линии безжалостно прикручены саморезами к гранитным стенам – не самое современное и эстетически интересное решение. Плохо сверстанные световые короба и с десяток разноплановых типов щитов, вывесок, наклеек и других носителей визуальных коммуникаций не позволяют быстро считывать информации.

Бухарестскую и Международную видели?

Ничего хорошего там, к сожалению, тоже не увидел. Все выглядит, как будто проектировалось тридцать лет назад и архитекторы боялись, что будет некрасиво и их работу чиновники не примут. Почему-то у нас «красиво» — это когда везде мрамор, обязательно жуткая мозайка, не сочетающаяся с вестибюлем, и чтобы все сверкало. Хватит строить дворцы! Ведь мы же не в Арабских Эмиратах живем. Для современных общественных пространств сегодня ставятся три основные цели – функция, безопасность, комфорт. И под них формируются задачи. Красиво, когда удобно, а не когда все блестит. Почему нельзя подобрать материал, который со временем не потеряет своего товарного вида? Пусть будет пластик, но матовый. Ведь все эти блестящие полы, колонны, стены быстро перестают нравиться, когда на них появляется пыль, грязь и царапины и надписи, что абсолютно неизбежно. А откуда разная типографика и разный шрифт? Ведь новые станции появились после попытки стандартизации всех визуальных коммуникаций в метро. В общем, много странных моментов.

Что предложите взамен?

Здравый смысл. Стандартизацию, оптимальные сочетаемые материалы и по фактуре, и по цвету, и по вандалоустойчивости. Простоту и ясность архитектурного замысла. Простые, типовые решения для новых станций позволят удешевить их ввод и эксплуатацию, что ускорит развитие нашего метрополитена. Да и вообще хорошего дизайнерского вкуса нам всем немного не хватает.

Мне, например, очень нравится метро в Стокгольме, потому что там все сделано так, как будто ничего «специально», чтобы было красиво, не делали. Ну, или делали, но хорошо подумав и минимум. Наши старые станции (на первой ветке) тоже очень красивы, но они другие. Там есть стиль, его выдержанность, чувствуется дух времени, настроение, продуманность в деталях.

А с новыми вестибюлями беда. Нужно прививать хороший вкус нашим детям, а не кормить эстетикой не лучших примеров советского визуального прошлого вместе с новорусским блеском.

На поверхности земли дела получше?

Ничуть. Желание стандартизировать и привести к единому знаменателю таблички с названиями улиц и номерами домов похвально, но нельзя же не учитывать элементарных вещей, касающихся читаемости шрифтов. Большие названия улиц, такие как «Каменноостровский проспект» просто не умещаются на новом формате указателя. Шрифт, чтобы название уместилось, ужимают так, что прочитать название улицы удается с большим трудом. Не говоря уже о том, что выглядит это просто некрасиво. Номера домов не видны не то, что из автомобиля или общественного транспорта, но даже прохожим, стоящим рядом с указателем. Вялый, графически сильно упрощенный кораблик со шпиля Адмиралтейства и тонкие линии, указывающие, видимо, на дырки для крепления таблички к стене, добавляют уныния. Самое обидное, что общая геометрия табличек и темно-синий фон очень сильно напоминают парижский аналог. Но там эти указатели сохранились с позапрошлого века и имеют свой культурно-исторический бэкграунд. Мы же наблюдаем очередную попытку вписаться в исторически сохранившийся облик города с помощью дизайна столетней давности.

Указатели улиц и домов в Санкт-Петербурге

Чем это плохо? Исторический Петербург сложился именно тогда?

Тем, что не так все это делается. Новые визуальные коммуникации должны строиться на основе изучения старых, на основе здравого смысла и их функций, на основе современных коммуникативных возможностей того или иного носителя. А не на основе тупого копирования того, что уже есть и лучшего качества.

Набросайте словесно ваш эскиз таблички?

Мне нравится Петербург дореволюционный, который можно увидеть на сохранившихся черно-белых фотографиях Карла Буллы начала прошлого века. Шрифт для табличек можно спроектировать на основе типографики прошлого. Но это должна быть современная, легко читаемая, новая гарнитура. Форму указателя нужно искать. И для разных районов она могла бы быть своя. Можно подумать и о цветовом кодировании районов. Вообще, мне представляется, что это мог бы быть еще один элемент идентификации нашего города, как самого современного и европейского из русских городов.

Есть же удачная гарнитура от Паратайп, разработанная специально для визуальных коммуникаций и свободно представленная в интернете — PT Sans. Хороший, современный гротеск. Почему не взяли ее для новых указателей в городе? Непонятно.

А как вам желтые таблички на остановках наземного транспорта?

Желтые автобусные таблички — это то, чем пользоваться очень сложно. Почему не сделать так, чтобы расписание движения транспорта можно было хотя бы прочитать! Давно уже пора организовать транспорт визуально, как это сделано в Берлине или Копенгагене. В том числе и маршрутное такси. Есть смысл подумать и над платными парковками. Да и много ещё над чем, что оказывает своё влияние на восприятие города, как современного, цивилизованного и т.п. Наш же город пока таковым не является.

Публикация в журнале «Город 812»

Иван Куликов. Опубликовано: Смените вывеску// Город 812. СПб., 2013. №4

 

Возврат к списку